Нина Любинарская (ninylaaaa) wrote,
Нина Любинарская
ninylaaaa

«Достоинство человека неприкосновенно». Еврейский музей в Берлине.

«Достоинство человека неприкосновенно»
Фриц Бауэр

Это здание представляет собой изогнутую линию, будто шрам на сердце Берлина. Построено под наклоном,чтобы вызвать ощущения у посетителей. Зигзагообразная форма, нелогичная расстановка окон, вход через подземный тоннель - все это вызывает смешанные эмоции.
В еврейский музей я шла с мыслью, что многие экспонаты будут наделены скорбью и печалью, рассказы о том, как угнетали евреев и много информации о лагерях смерти. Что-то похожее на музей Голодомора в Киеве. Где были свидетельства и документы о сталинских репрессиях. Но мои предположения оказались ложными. Концепция дизайна здания конечно несет свою историю, а именно массовое уничтожение евреев в гитлеровской Германии. Но если взглянуть на музей под другим углом, то Еврейский музей в Берлине - это прежде всего музей истории народа, со всеми ее культурными кодами и особенностями. О том, как еврейские общины жили в Германии, как зарабатывали себе на хлеб, какие у них были увлечения и интересы, культурные и религиозные предпочтения.

Архитектором этого неоднозначного здания стал Даниэль Либескинд. В 1988 году его проект «Between the Lines»(«Между строк» или, говоря более широко, «между линий») был признан лучшим в конкурсе на строительство пристройки к городскому музею Западного Берлина, где предполагалось разместить экспозицию, посвященную истории немецких евреев начиная со Средневековья. Но распад берлинской стены немного повременил строительство музея.
Открылся он лишь 2001 году, и знаменит как самый большой в Европе Еврейский Музей Берлина ( Jüdisches Museum Berlin).

Немного о коридорах.

Самым удивительным и непохожим на все музеи мне показалась система подземных ходов, образующая форму звезды Давида и рассказывающая по ходу движения об истории еврейского народа.



 Единственный источник света в «Башне холокоста» — крошечное окошко в потолке.

Первый из подземных коридоров выводит на лестницу в музей, намекая на благополучный исход многовековых странствий, второй — в «Сад изгнания», построенный в память о беженцах из Берлина, третий — к тупику «Пустота холокоста», который символизирует понятие «отсутствие». Чтобы пересечь «Пустоту» и попасть из одного конца музея в другой, посетители должны пройти по одному из 60 мостов, соединяющих противоположные стороны".


В башне холокоста было действительно очень холодно и жутко. Поэтому я направилась в музей, чтобы не притягивать дурные мысли, но глупо предполагать, что они меня более не настигнут. Глупо. Итак, музей. Он как-будто ведет тебя за руку от великих открытий Эйнштейна, беззаботных семейных вечеров, импровизированных детских карт нарисованных на уроке географии, банковских сейфов - арнгеймов, которые делали еврее на заказ...






...до осквернения расы и вычеркивая жизни угнетенного народа из истории.
Например, вот эти памятники принадлежат еврейским солдатам, которые погибли в годы Первой мировой войны, но немецкое правительство не хотело признавать, что в войне участвовали евреи и меняли памятники на кресты и подписывали их как "могила неизвестного солдата".

Это кадры Марша смерти пленных лагеря Заксенхаузен. Когда 16-18 тысяч евреев шли пешком в Беловский лес
на расстрел. Следующий зал музея рассказывает о жертвах холокоста и лагерях смерти.


Пожалуй самым известным в наше время считается лагерь Аушвиц-Биркенау. В котором с 1940-1945 году несли службу 8 тысяч солдат СС.
После окончания Второй мировой войны эти солдаты предстали перед судом за свои нечеловеческие деяния. Известный немецкий судья и прокурор, сыгравший решающую роль в проведении «Освенцимских процессов" во Франкфурте, был Фриц Бауэр, преследовался нацистами и эмигрировал в Данию.
И вот, завершающий аккорд - это последний зал музея, уже с современным картинками и видением будущего. Все экспозиция "до", была как страшный сон оправится от которого может помочь только устремленный взгляд в будущее.


Спасибо организаторам воркшопа для блоггеров и журналистов "Трансформация конфликтов на постсоветском пространстве" и ЦНСИ Берлин за возможность прикоснуться к истории.

Tags: jude, АТР, берлинский музей, история, память, просвещение, холокост
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments